Бондаж (англ. bondage — зависимость, неволя) — эротико-эстетическая практика, заключающаяся в лишении одним партнером (доминирующим) другого (подчиняющегося) той или иной степени физической подвижности и свободы действий с целью получения психосексуального и/или эстетического удовольствия. Одна из составляющих частей БДСМ. Часто считается (и является) частью практики садомазохизма, хотя в большинстве случаев не имеет отношения к причинению физической боли, ориентируясь в основном на моральную и эмоциональную составляющие практики
История возникновения
Бондаж как искуство связывания восходит к японским техникам боевого связывания ходзё-дзюцу, возникшим в период междоусобных феодальных войн в Японии XV-XVI веков. Изначально искусство ходзё-дзюцу применялось для захвата и конвоирования солдат противника (в мирное время — преступников). При этом заслуживает внимания тот факт, что основной задачей ходзё-дзюцу было эффективное связывание противника без причинения ему физического вреда. Этим объясняется применение ходзё-дзюцу в том числе и при захвате весьма высокопоставленных особ. Существовала, однако, и болевая разновидность ходзё-дзюцу, применявшаяся в качестве пытки.
В XVII-XVIII с наступлением мирного для Японии периода, практическая составляющая техник ходзё-дзюцу нивелировалась, однако в качестве составляющей боевого искусства они продолжали шлифоваться и в разной степени вошли в состав почти полутора сотен школ (рю), включая дзюдо. Благодаря этому, техники боевого связывания сохранились до наших дней.
В качестве японской эстетической практики бондаж сформировался лишь в конце XIX - начале XX века, с появлением театра кабуки, в котором искусство связывания часто являлось частью спектакля. Эротический уклон практике «художественного связывания» принесло появление искусства Укиёэ (яп. изображение плывущего мира), в рамках которого работали, в частности, знаменитые впоследствии художники Хокусаи и Хиросигэ. Сексуальные образы (нуреба) или сцены пыток (семега) были популярным мотивом этого искуства, что в конце концов привело к появлению ряда художников, работавших исключительно в эротической сфере. В 1919 году художник Сеию Ито выпустил серию фотографий «наказанных женщин», в которых использовалось искусство связывания ходзё-дзюцу.
Интересно, что очень близкий процесс происходил параллельно в Европе и Америке. Хотя элементы ограничения подвижности в том или ином виде присутствуют почти во всех связанных с садомазохизмом литературных произведениях XVIII-XIX веков, в частности, в трудах де Сада и Захер-Мазоха, как психоэротическая практика бондаж появился в Европе и Америке только в начале XX века. В частности, к этому периоду относится появление в Европе первых эротических фотографий в стилистике БДСМ с элементами бондажа. Америка же в 1920-х годах переживала расцвет индустрии порнографических журналов и бульварных криминальных романов с обнаженными и связанными женщинами на обложках.
В начале 1950-х гг. в послевоенной Японии начали издаваться несколько эротических журналов, специализирующихся исключительно на бондаже. К этому же времени относится возникновение клубов бондажной фотографии в США. На фоне общего развития практики БДСМ многотиражные садомазохистские и бондажные иллюстрированные журналы переживали настоящий бум. Тогда же появились клубы, где бондаж демонстрировался публично, в качестве шоу. В этих постановках использовалась эстетическая разновидность бондажа, шибари, где потрясающие по своей сложности обвязки, техники подвешивания и другие элементы, унаследованные от техник ходзё-дзюцу, совмещались с нарочитой театральностью действа.
Бондаж как эстетическая и психоэротическая практика
Психологический аспект
В большинстве случаев психологический аспект бондажа является превалирющим для практикующих. В соответствии с основным назначением бонажа — ограничением подвижности — на передний план психоэротических переживаний выступают основные садомазохистские переживания, то есть чувство беспомощности, покорности, неспособности к сопротивлению для подчиняющегося партнера, и абсолютной власти, контроля и господства — для доминирующего. При этом важно, что как правило бондаж как таковой не имеет отношения к причинению подчиняющемуся физической боли. С одной стороны, это лишний раз подтверждает главенство психологического аспекта практики бондажа. С другой — обуславливает широкое распространение бондажа в составе БДСМ в силу его универсальности.
Интересно, что психологи отмечают высокую распространенность фантазий о лишении подвижности среди представителей обоих полов, причем далеко не всегда эти фантазии носят ярко выраженный садомазохистский характер. В частности, по мнению английского сексолога начала XX века Г. Эллиса, "любое сдерживание мышечной и эмоциональной активности вообще имеет тенденцию повышать состояние сексуального возбуждения"[1]
Эстетический аспект
Бондаж как эстетическая практика впервые появился в театре Кабуки, однако широкое распространение в этом качестве бондаж получил в начале 1950-х годов в Японии с появлением шибари — художественно-эстетической разновидности эротического бондажа (в основном — веревочного). Позднее появились и другие разновидности эстетического бондажа, однако шибари остается главенствующим направлением. В эстетическом бондаже особое внимание уделяется сложности и красоте обвязки. В основном применяются высокосложные бондажные техники, требующие от исполнителя особых навыков. Эстетический бондаж часто является составной частью БДСМ-шоу. Кроме того, проводятся специализированные шоу, ориентированные исключительно на эстетический бондаж. Также стоит отметить широкое распространение эстетического бондажа в эротической фотографии.
Физико-эротический аспект
Как правило, в практике бондажа его физико-эротическое воздействие отходит на второй план (чаще всего его намеренно избегают), однако ряд бондажных техник предусматривает, помимо психологического, и физическое воздействие.
Во-первых, существуют болевые разновидности бондажа. К ним относятся, к примеру, ряд техник шибари, ведущих свою родословную от болевых техник ходзё-дзюцу, а также несколько других техник, предусматривающих ту или иную степень болевого воздействия. Но подобное применение бондажа очень ограничено, поскольку, в первую очередь, имеет весьма ограниченный круг приверженцев, а во-вторых, требует от исполнителя предельной осторожности и чуткости.
Вместе с тем, существуют также типы обвязок, в которых предусматривается воздействие бондажной атрибутики на эрогенные зоны подчиняющегося партнера. Подобным воздействием обладает и ряд бондажных приспособлений. Также в бондаже могут применяться сексуальные игрушки (фаллоимитаторы, анальные пробки, вибраторы и т.п.). Кроме того, бондаж может использоваться и просто как средство обездвиживания партнера при проведении тех или иных сексуальных и эротических действий.
Бондаж как составляющая часть БДСМ
Бондаж является одной из главных составляющих практики БДСМ (в аббривеатуре BDSM буква B расшифровывается как Bondage, в расширенной аббривеатуре BDDSSM BD — Bondage&Discipline).
В рамках практики БДСМ бондаж может применяться как в качестве самостоятельной практики, так и — чаще всего — как составная часть БДСМ-сессии. Как правило, во втором случае бондаж используется как средство обездвиживания подчиняющегося партнера доминирующим для последующего совершения других действий, таких, к примеру, как флагелляция. Однако, это отнюдь не значит, что бондажу при этом отводится утилитарная роль.
При использовании бондажа в составе практики БДСМ, все рамки и ограничения, присущие БДСМ (в частности, принципы Безопасности, Разумности и Добровольности), в обязательном порядке сохраняются и в бондаже. Это означает, в первую очередь, что все действия происходят с обоюдного согласия партнеров и могут быть в любой момент остановлены по первому требованию любого из них. В абсолютном большинстве случаев в рамках БДСМ травматическое и болевое воздействие бондажа (нарушение кровообращения, кровоподтеки от веревок и т.п.) исключается либо риск его возникновения сводится к минимуму.
Техника бондажа
Техника безопасности
Бондаж, как и любая БДСМ-практика, связан с повышенным риском и требует строгого соблюдения определенной техники безопасности.
К рискам бондажа относится, во-первых, физическое воздействие атрибутики и приспособлений, в частности - веревок. Применение бондажа требует от доминирующего партнера, в первую очередь, достаточных знаний в области анатомии для исключения перетягивания веревками важных кровеносных сосудов и, как следствие, нарушения кровообращения. Также необходимо исключить риск удушения, перетяжки суставов и повреждения кожи атрибутикой (особенно опасны при этом веревки).
Кроме того, бондаж сопряжен и с рядом психо-физических рисков. К ним главным образом относится беспомощность связываемого партнера, что требует от доминирующего предельного внимания и чуткости а также соблюдения заранее оговоренных сценариев, регламентов и рамок (таких, как, к примеру, использование "стоп-слов").
Основные техники и приспособления
Техники бондажа весьма разнообразны и очень плохо поддаются классификации.
В ряде случаев бондаж различают по уровням:
Психологический (или моральный) бондаж — состоящий в основном в моральном подавлении свободы действий подчиняющегося партнера либо в ограничении свободы его перемещений.
Бондаж с частичным ограничением подвижности
Бондаж с полным ограничением подвижности
По технике выполнения бондаж может быть разделен на шесть типов:
Бондаж, при котором конечности связываемо партнера сводятся вместе и фиксируются друг к другу (при помощи веревок, ремней, сбруи и т.п.)
Бондаж при котором конечности разводятся в стороны и фиксируются в таком положении (при использовании колодок, а также фиксации на кровати, кресте и т.п.)
Бондаж, заключающийся в фиксации связываемого партненра на каком-либо бондажном приспособлении (кресле, козлах, сюда же мгутет быть отнесены фиксация на кровати или кресте и т.д.)
Бондаж, при котором связываемый партнер не лишается свободы движений полностью, но свобода движений ограничивается (например, при помощи наручников)
Бондаж, включающий в себя подвешивание тела связываемого партнера
Бондаж при помощи мумификации или помещения партнера в бондажный мешок и т.п. приспособления, полностью покрывающие тело.
По используемым приспособлениям бондаж может быть разделен следующим образом:
Веревочный бондаж
К этому разделу относится бондаж с использованием главным образом веревок. Одна из наиболее часто встречающихся техник бондажа. Позволяет выполнить большое количество разнообразных вязок, лишающих подчиняющегося партнера той или иной степени подвижности. Может включать как обездвиживание тела как такового, так и фиксацию к какому-либо предмету. Чаще всего используются хлопковые веревки, меньше всего повреждающие кожу. Веревки из синтетических материалов, как правило, не используются.
Этот вид бондажа требует высокой осторожности, соблюдения определенных правил (в т.ч. анатомических) и контроля за натяжением. Вместе с тем, в случае опасности веревочный может быть быстро снят простым перерезанием веревки. Кроме того, веревки часто используются для фиксации связываемого на крупногабаритном бондажном приспособлении (см. ниже)
В веревочном бондаже особенно выделяют художественную разновидность веревочного бондажа - шибари.
Шибари
Чисто веревочный бондаж, основывающийся на японских бондажных техниках. Как правило, включает сложные обвязки, отличающиеся высокой художественностью, но требующие для исполнения определенных навыков. В рамках шибари могут выполняться такие сложные элементы бондажа, как подвешивание (см. ниже)
Бондаж при помощи кожаных фиксаторов
Как правило, применяются специальные фиксаторы, выполненные из кожи или (реже) кожзаменителя. Чаще всего используются так называемые бондажные ремни, позволяющие удобно и надежно зафиксировать конечности связываемого партнера. Кроме того, ремни позволяют легко регулировать силу натяжения. Конструкция ремней направлена на удобство использования и исключение опасности причинения физического вреда. В частности, в большинстве случаев ремни меют большую ширину для избежания перетяжек. Поскольку чаще всего бондажные ремни прилегают непосредственно к телу связываемого, они выполняются двухсторонними (внутренний слой - кожа либо ткань) и обрабатываются пропитками для предотвращения действия пота на материал ремней. Кожаная атрибутика может использоваться для осуществления подвешивания.
Бондаж при помощи латексных фиксаторов или латексной ленты
Могут применяться латексные бондажные ремни или латексная лента. Лента чаще всего представляет из себя полосу латекса шириной 10-15 см и длиной в несколько метров. Очень часто латексная лента используется для выполнения особого вида бондажа мумификации. Могут использоваться также латексные маски, специальная одежда из латекса и латексные бондажные мешки. Кроме того, из латекса выполняются такие крупногабаритные бондажные приспособления, как вакуумные кровати. Специфической особенностью является эластичность латекса, что часто позволяет сохранить определенную свободу движений и, кроме того, дает физико-эротическое ощущение стягивания.
Бондаж при помощи металлических фиксаторов (стилбондаж)
Используется атрибутика, выполненная из металла. Применение металла в бондаже, как правило, ограничено. Чаще всего применяются наручники. Также могут применяться цепи, кандалы и бондажные крюки.
Бондаж при помощи специальных приспособлений
Бондаж при помощи специальной одежды
Заключается в приминении специальной одежды, лишающей подчиняющегося партнера подвижности. Чаще всего применяются разнообразные смирительные рубашки, выполненные из ткани, полиестера, винила, латекса и т.д. Кроме того, в этот раздел могут быть отнесены:
Бондаж при помощи бондажного рукава (Monoglove)
Бондажный рукав — популярное бондажное приспособление. Представляет из себя широкий рукав, выполненный из кожи или латекса. Рукав одевается на сведенные конечности связываемого и затягивается шнуровкой или молнией. Часто используется как элемент бондажа в эротических фотографиях.
Бондаж при помощи латексного комбинезона или мешка
Заключается в помещении подчиняющегося партнера в латексный комбинезон или бондажный мешок (типа спального мешка), плотно стягивающий тело и ограничивающий свободу движений (или вообще лишающий ее). Отличительной особенностью является тот факт, что нахождение в латексном комбинезоне сообщает подчиняющемуся партнеру специфическое физико-эротическое чувство стягивания. Кроме того, имеет место определенная степень сенсорной депривации
Бондаж при помощи надувных предметов одежды
Чаще всего используются перчатки, которые, будучи одетыми на кисти рук связываемого, надуваются и лишают кисти способности к действию. Кроме того, могут применяться надувные смирительные рубашки и т.п.
Бондаж при помощи крупногабаритных приспособлений
Бондаж при помощи особых "станков"
Колодки
Представляет из себя классическую колодку с отверстиями для шеи и кистей рук. Как правило, изготавливается из дерева, может обшиваться кожей или кожзаменителем. Как бондажное приспособление сильно ограничивает подвижность не только за счет фиксации рук, но и из-за сужения обзора, а так же своей значительной массы.
Крест
Одно из наиболее известных и распространенных крупногабаритных бондажных приспособлений. Для бондажа используются Андреевские кресты (Х-кресты). В качестве бондажного приспособления крест отличается возможностью очень плотной фиксации тела и конечностей. Все части тела связываемого партнера на виду и легко доступны. Чаще всего изготавливается из дерева, может обшиваться кожей или кожзаменителем. Как правило, на концах креста предусмотрены крепления для конечностей подчиняющегося партнера (чаще всего — кожаные петли).
Кресло
Конструктивно представляет собой обычное кресло с фиксаторами для рук и ног связываемого партнера (иногда также торса и/или шеи). Как и кресты, чаще всего изготавливается из дерева, может обшиваться кожей или кожзаменителем. В ряде случаев (особенно в сфере медицинского фетишизма) используется гинекологическое кресло.
Козлы, стойки, столики
Приспособления, предназначенные для фиксации тела партнера в определенных позах. Могут иметь разную конфигурацию и изготовляться из дерева, металла, пластика и т.п. с обшивкой кожей, кожзаменителями etc. Часто снабжаются фиксаторами для конечностей.
Клетки
Как правило, представляют из себя клетки из дерева или металла, размерами чаще всего не превышающие 1,5х1,5 м. Применяются в основном в практике морального (психологического) бондажа, поскольку ограничивают не свободу движений подчиняющегося партнера, а свободу его перемещений. Также часто используются в таком разделе БДСМ и фетишизма, как anymal-play (когда подчиняющийся партнер "играет роль" животного).
Вакуум-бондаж
Весьма специфический, но вместе с тем достаточно распространенный способ бондажа. Выполняется с помощью так называемой вакуумной кровати (vacuum-bed). Бондажный эффект достигается путем помещения обездвиживаемого партнера между двумя латексными простынями и последующей откачкой воздуха из пространства между ними (более дорогие модели вакуумных кроватей используют специальные насосы для откачки воздуха, тогда как дешевые прибегают для этого к пылесосу). Благодаря специальным отверстиям или маске, человек может свободно дышать. как и в случае с бондажом при помощи латексного комбинезона или мешка, особенностями способа являются специфические физикоэротические ощущения и частичная сенсорная депривация.
Бондаж и сенсорная депривация
Очень часто в рамках бондажа применяется сенсорная депривация — ограничение либо полное лишение подчиняющегося партнера возможности пользоваться осязанием, слухом, зрением, вкусом или обонянием.
Ограничение обзора, как правило, производится с помощью кожаных или латексных масок. Для ограничения слуха используются беруши.
Отдельным типом бондажа, основанным на депривации осязания, является мумификация, состоящая в применении бондажных приспособлений, полностью покрывающих тело подчиняющегося партнера. Чаще всего мумификация производится при помощи латексной ленты. В ряде случаев такой же эффект имеет бондаж с помощью латексного мешка либо комбинезона.
К этому же разделу можно отнести широко распространенное в бондаже использование кляпов. Чаще всего применяются шариковые кляпы, представляющие из себя каучуковый либо пластиковый шар, помещаемый в рот партнера и фиксируемый ремнем или лентой. При этом подчиняющийся партнер лишается возможности издавать громкие звуки и произносить членораздельные слова (подробнее см. Кляп (БДСМ))
Бондаж в искусстве
Бондаж в литературе
Упоминания о бондаже встречаются в ряде литературных произведений, причем как выраженной эротической, так и более нейтральной направленности.
К первым могут быть отнесены:
Произведения маркиза де Сада и Леопольда фон Захер-Мазоха.
Полин Реаж (Pauline Réage), "История О" (Histoire d'O)
Анна Мар, "Женщина на кресте"
Ко вторым же можно причислить:
Энн Райс (Anne Rice), серия романов "Спящая красавица" ("Sleeping Beauty" series) (под псевдонимом A. N. Roquelaure)
Томас Шарп (Thomas Sharp), роман "Уилт" (Wilt)
Пауло Коэльо, (Paulo Coelho), "Одиннадцать минут" (Onze Minutos)